Вчера, играя со своей крохой, я поняла, что мой ребенок в своих 7 месяцев уже достаточно взрослый и схватывает все на лету. Больше всего меня огорчило осознание того, что за огромным количеством работы я не уделяла должного внимания каким либо развивающим играм, которые заставят мою кроху думать, запоминать, вобщем развивать свои умственные способности.
Сегодня я решила на время отложить все свои срочные дела и посвятить немного времени изучению этой темы.
Оказывается, детки даже разговаривать начинают раньше, если им и просто давать возможность развивать свою мелкую моторику. Дело в том, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Еще мне попалась достаточно полезная статья по тому, как именно можно играть с малышом, тем самым давая ему возможность развивать все свои навыки и умения.
Как собирать пирамидку?
В
шесть месяцев малыш уже может играть с пирамидкой. Пока, правда, он
будет только снимать колечки, а вы – снова и снова надевать их на
стержень. Обычно советуют надевать колечки только в «правильном» порядке
– от большего к меньшему. Но можно попробовать и другие варианты:
например, собрать «самоходную конструкцию». На оба конца стержня
наденьте большие колечки, а посередине – маленькие. Конструкцию
закрепите наконечником пирамидки, чтобы колечки не падали. Теперь
пирамидку можно катать друг дружке по полу, а потом снова разобрать по
колечку. Обязательно комментируйте действия малыша: «Дашенька сняла колечко. Еще одно колечко сняла. Даша сняла все колечки! Нет больше колечек».
Если
же у вас случайно оказалось две пирамидки (почему-то родственники и
знакомые очень любят дарить малышам именно эти игрушки), можно за пять
минут соорудить почти настоящую гоночную машину. В большой пластиковой
бутылке из-под воды или кваса аккуратно проделайте четыре отверстия, в
которые потом вставьте два стержня от пирамидок (это будут оси). На
каждую ось наденем по два колеса, и машина готова к путешествию по
квартире.
Баловство с пользой для дела
Когда ваше чадо
хватает еду руками, облизывая пальчики, расстегивает только что надетый
памперс и ковыряет в носу, пусть утешением вам послужит мысль, что тем
самым юный исследователь развивает мелкую моторику. Если же вас это
раздражает, предоставьте достойную альтернативу.
Можно, например,
выдать ненужную сумку или рубашку с крупной застежкой-молнией. Однако
внимательно следите, чтобы в нее не попали пальчики малыша. Обычно детям
нравятся открывать и закрывать застежки на липучке, особенно если под
клапаном застежки спрятана интересная картинка или аппликация. Если же у
вас на какой-нибудь одежде найдется карман на липучке, спрячьте в него
небольшую игрушку и покажите малышу, как ее достать. Известные
американские педиатры У. и М. Серз пишут, что их шестимесячный сын Мэтью
обожал исследовать нагрудный карман папиной рубашки, поскольку там он
неизменно находил авторучку.
Учите ребенка перелистывать странички
сначала картонных, а потом и обычных книжек, стучать пальчиком по
клавишам пианино, снимать носочки, выжимать в ванне небольшую тряпочку
или губку – все это помогает развивать мелкую моторику.
Где найти новую игрушку?
В
возрасте шести-семи месяцев нередко самым привлекательным местом в доме
становится кухня. Во-первых, тут чаще всего бывает мама и творит что-то
страшно интересное в своих кастрюльках и сковородках, из которых
доносятся умопомрачительные запахи. А во-вторых, здесь столько всяких
баночек, коробочек и крышечек, что просто глаза разбегаются! Но можно ли
с этим играть? Конечно! На любой кухне наверняка найдутся:
- пластмассовые чашки, ложки, тарелки и другая посуда (в ней можно понарошку готовить еду, размешивать «кашу» ложкой и угощать ею игрушечных друзей);
- деревянные ложки любых размеров (они отлично стучат!);
- маленькие кастрюльки и крышки к ним (можно примерять разные крышки к кастрюльке и выбрать подходящую);
- пластмассовые бутылки – пустые или наполненные водой, различными крупами (только не нужно до конца заполнять бутылки, тогда будет интереснее следить за тем, как движутся крупинки или переливается вода);
- пластмассовые банки с крышками (положите внутрь, скажем, несколько кусочков сахара и поэкспериментируйте с такой домашней погремушкой);
- материя разной фактуры и цвета (подойдут небольшие полотенца и даже чистые тряпочки для мытья посуды);
- маленькие коробочки с крышками и без них (в коробочки тоже можно положить что-нибудь интересное, например, небольшую игрушку или кусочек яблока);
- любые «мячики» – от шарика для пинг-понга или теннисного мяча до яблок, апельсинов, клубков шерсти и т.д.
- одноразовые бумажные стаканы или пластмассовые стаканчики из-под йогурта (их можно вкладывать один в другой, строить башни, а потом разбирать);
- отличная игрушка – набор разноцветных поролоновых губок для мытья посуды. Сначала малыш будет их сжимать, ощущая пальчиками новую текстуру, а ближе к году, возможно, вместе с вами попытается выстроить из губок башню, дорожку или лесенку для маленькой куклы.
Не
стремитесь «завалить» ребенка игрушками в надежде на то, что он надолго
оставит вас в покое, разбирая свои сокровища. В этом возрасте малыш
может заниматься лишь одной-двумя игрушками. А когда они ему наскучат,
вы замените их новыми.
Психологи считают, что для развития
ориентирования в пространстве полезно располагать игрушки на некотором
расстоянии от малыша, чтобы он мог их достать, подтянув к себе. Можно и
привязывать к игрушкам ленты длиной около 30-50 см, тогда возможности
манипулирования игрушками увеличатся. Лучше использовать ленты или
тесьму из натуральных тканей (прекрасно, если они будут разные по
фактуре – шелк, бархат, хлопчатобумажная тесьма, кружево). Капроновые
ленты слишком жесткие, и обычно они не очень нравятся детям.
Прятки
Спрячем
игрушечного зайчика так, чтобы какая-нибудь его часть осталась на виду
(прикроем, например, пеленкой или легким одеяльцем). Сначала лучше
прятать игрушку на глазах у малыша. Нашел? Отлично! Теперь исхитримся и
спрячем зайчика в тот момент, когда ребенок отвернется, однако какую-то
небольшую часть игрушки по-прежнему оставим на виду. Где же зайчик?
Задача усложнилась. Если не удалось справиться с ней с первого раза, не
расстраивайтесь и уж тем более, не ругайте малыша. В 7-8 месяцев он
решает важный вопрос: что происходит с предметами, когда их не видно. В
его памяти запечатлевается определенный образ.
Эта игра, как ни
удивительно, готовит кроху к первым разлукам. Для того, чтобы отпустить
маму, ребенку нужна уверенность, что мама обязательно вернется, что она
ушла не навсегда. А для этого в его памяти должен сохраниться мамин
образ.
Потом можно попробовать спрятаться за каким-то укрытием и
позвать малыша. Если он не смог сразу вас найти, выгляните из укрытия и
снова позовите его. Ура, мама нашлась!
Ползем? Ползем!..
Значение ползания
трудно переоценить, хотя зачастую родители не обращают на этот этап
особого внимания. Именно с помощью ползания малыш впервые начинает
самостоятельно передвигаться в пространстве. Но для того, чтобы он это
делал, необходимо предоставить ему пространство для передвижения! У
ребенка, который целый день находится в кроватке или в манеже, просто
нет возможности поползти. Лучшее место для малыша от шести месяцев и
старше – пол.
Однако предоставить возможность для ползания – это
еще не все. Нужно создать потребность в ползании, а в этом, кроме
специальных упражнений, как всегда, помогут игры. Вспомните, как в 4-5
месяцев ваш малыш учился хватать игрушку, висящую на ленточке (подробно
мы говорили об этом в прошлом номере). Этот опыт теперь пригодится ему в
освоении нового навыка. Может быть, ему понравится гоняться за
сороконожкой на веревочке? Приблизьте ее к малышу на расстоянии
вытянутой руки, а потом потихоньку чуть-чуть отодвиньте. Получилось?
Дайте крохе почувствовать радость победы, искренне похвалите его за
успешную «охоту» и, конечно, вручите ему честную добычу. Если же он не
смог достать до игрушки, пробуйте снова и снова. У вас обязательно все
получится!
Следующий этап: эстафета из игрушек. Расставьте на полу
несколько игрушек на некотором расстоянии друг от друга (расстояние
определяется исключительно возможностями вашего малыша). Обратите
внимание ребенка на игрушки и предложите ему переползать от одного
предмета к другому.
Когда малыш будет ползать более уверенно,
можно поиграть в тоннель, сделанный из большой картонной коробки. Для
начала прокатите через нее мяч, а потом предложите ребенку самому
пролезть через тоннель.
Во втором полугодии принципиально
меняется стиль общения ребенка и взрослого. Если в первые шесть месяцев
это была исключительно эмоциональная связь, то теперь малыш и взрослый,
если так можно выразиться, становятся еще и деловыми партнерами.
Конечно, эмоциональная связь сохраняется, и кроха с удовольствием будет
общаться с вами, сидеть у вас на руках, принимать вашу любовь и дарить
вам свою. Но, кроме внимания и ласки, отныне он ждет от вас
сотрудничества и активной совместной деятельности. Например, ребенок
бросает игрушку и радостно улыбается в ожидании того, что вы ее
поднимете и вручите ему. Подняли, вручили. Снова бросок с улыбкой на
устах. Не раздражайтесь, малыш делает это не для того, чтобы испытать
прочность ваших нервов, он лишь приглашает вас в игру. В другой раз он
протянет вам игрушку и будет ждать, что вы не только возьмете ее, но и
поиграете с ним.
Постарайтесь чутко реагировать на призывы своего чада, и он обязательно оценит это!
Не знаю, как Вам, а для себя я вынесла несколько полезностей.
Вот и ссылочка на статью:
Комментариев нет:
Отправить комментарий